загрузка...
Техподдержка
Поиск Вход
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №20 "ТЕРЕМОК"
143930, Российская Федерация, Московская область, Балашиха, мкр. Салтыковка, Мирской проезд, д.8

Доклад педсовет Амбарцумовой М.Б.

Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы добиться хорошего уровня развития и всестороннего физического развития детей. Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Наша задача сделать все возможное для устранения речевого нарушения у воспитанников. Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания с задачами развития речи, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание) , общеразвивающие упражнения , подвижные игры необходимо стремиться наполнять коррекционно-речевой составляющей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
-    развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-    координации движений;
-    общей и мелкой моторики;
-    закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
-    речевого и физиологического  дыхания;
-    формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-    работа над мимикой лица.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения. Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с  нарушениемречи.

Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит в основе развития двигательных функций рук. Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности, осознаются и принимаются детьми как необходимые. В связи с этим у них повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций. Иными словами, работа над упражнениями с предметами приобретает для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук.

Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.

С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполняются под речевое сопровождение. В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Это происходит за счет системного подхода, который предусматривает использование лексического, систематизированного материала по определенным темам («Осень», «Овощи и фрукты», «Зима», «Весна», «Наш город» и т.д.) на физкультурных занятиях наряду с решением двигательных задач.

Например, в начале учебного года дети знакомятся  с гласными звуками. По этой теме им предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

 

1 Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Инструктор: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

 

2 Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Инструктор: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».

А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

 

3 Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1 :Инструктор предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатыва мяч по  скамейке. Ребенок делает вдох, плавно катит мяч товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А

Вариант 2: Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные инструктором гласные звуки и катая мяч. Инструктор  обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно, и т. д.

 

Дети на занятиях по физической культуре не только узнают новые слова, но и составляют с ними словосочетания, предложения, т.е. речь формируется как система. Задачи обогащения словаря решаются на протяжении всего занятия по физической культуре. Работа строиться в двух направлениях: 
- расширение словаря при ознакомлении со специальной спортивной терминологией;
- закрепление словаря в соответствии с лексическими темами.
Задачи обогащения словаря специальной спортивной терминологией могут решаться в любой части занятия. Дошкольники не просто визуально знакомятся с предметом, они изучают его свойства и приемы работы с ним. Например, при работе с мячом давались понятия: «гладкий», «резиновый», «разноцветный», «упругий», «прыгучий». Таким образом, в речь вводятся прилагательные.

Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость , увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого позволяет проведение физкультурных занятий различного вида: сюжетно-игровых, тематических, интегрированных.

 

Таким образом:


комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога;
• и логопед, и инструктор по физической культуре, ясно представляя характер и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач: преодолении речевой недостаточности у детей с нарушением речи и подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе.

 

Фрагмент занятия

https://youtu.be/i1VfXsx6v4s

Обращения граждан
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Министерство просвещения Российской Федерации
Сайт образовательной организации
1 из 0